Николай Константинович Рерих писал: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
Школьное образование – дело коллективное, и успешная деятельность во многом зависит от того, кто этим коллективом управляет. Так кто же он, современный успешный директор школы – лидер в образовании?
Пройдя курсы повышения квалификации по Программе лидерства для руководителей школ, я поняла, каким качествам в современных условиях предъявляют особые требования к директору школы.
Образование становится глобальным институтом, где сочетается огромное количество интересов, программ, технологий. И для того, чтобы справляться со всем этим, недостаточно быть просто учителем и даже просто директором.
Зачем нужна школа, если она не преображает человека? Восхождение будет успешным, если, взявшись за руки, вверх пойдут учителя, ученики, родители, а рядом с ними и всегда чуть-чуть впереди – директор, не просто менеджер, а прежде всего, лидер в образовании.
Обучаясь, я поняла то, что необходимо внести изменения в практику школы. Но как это сделать, с чего мне начать? Успешность работы школы зависит от правильного и эффективного процесса планирования, от необходимости введения изменений в работу школы, а чтобы такие изменения произошли, требуется активное участие директоров- лидеров, которые будут сотрудничать с компетентными учителями и планировать развитие школы с применением процессов коучинга и менторинга, проводить мониторинг, эвалюацию и распределять лидерство. В ходе совместной работы коллектива пришли к пониманию роли и миссии современного лидера, научились навыкам, методам и подходам по улучшению собственной деятельности и деятельности учителей и учащихся.
Считаю, что моя роль как лидера и лидерские качества моих единомышленников является одним из значимых принципов для сотрудничества. Так как сотрудничество между учителями – главный фактор улучшения и преобразования школьной практики.
Наступающие годы, я уверена, будут интересными для школьных учителей. Они станут не только свидетелями, но и активными участниками серьёзных перемен в способах и методах обучения. А девизом работы можно определить слова: «Развивается тот, кто активен». Нельзя осуждать тех, кто пытается и терпит неудачу. Нужно осуждать тех, кто никогда не пытается.