Меню KDT

logo.jpeg?_=1687770828

Kоммунальное государственное учреждение «Бирликская средняя  школа»
коммунального государственного учреждения «Отдел образования района имени Габита Мусрепова»
коммунального государственного учреждения «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области» 


  • kz
  • ru
  • Уважаемые родители!

    Методическая инструкция

    по организации и проведению внешней оценки учебных достижений

    в организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования Республики Казахстан

     

    Глава 1. Общие положения

     

    1. Настоящаяметодическая инструкцияпо организации и проведению внешней оценки учебных достижений в организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – Методическая инструкция) разработанав соответствии с Правилами проведения внешней оценки учебных достижений,утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года №94(далее -Правила).
    2. Внешня оценка учебных достижений среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее - ВОУД СО)осуществляется в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения общеобразовательных учебных программ среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами (далее – среднее образование)обучающимися4, 9 и 11-классов (далее – обучающиеся).
    3. В процессе проведения ВОУД СО участвуют следующие организации и их представители (далее – организаторы тестирования):

    -       Национальный центр тестирования (далее - НЦТ) и его филиалы;

    -       представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – представители Министерства);

    -       территориальные департаменты по контролю в сфере образования Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - ДКСО);

    -       организациисреднего образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - ОСО).

    1. Методическая инструкциярегламентирует исключительно порядок организации проведения ВОУД СОи является внутренним актом индивидуального применения, который не имеет силы нормативного правового акта и носит рекомендательный характердля организаторов тестирования.
    2. В Методической инструкции используются следующие понятия:

    1) базовый филиал- филиалы НЦТ, находящиеся в областных центрах и городах областного назначения;

    2) веб-приложение-программное обеспечение для проведения компьютерного онлайн тестирования;

    3) внештатныеситуации-чрезвычайные ситуации, возникшие в ходе проведения ВОУД СО, не зависящие от воли организаторов ВОУД СОи/или обучающихся;

    информационно-разъяснительная работа (далее – ИРР) - мероприятия в форме семинар-совещаний, проводимые в целях информирования обучающихся и ихродителей и законных представителей, а также представителей организации образованияо формате ВОУД СО;

    2) поток -назначенный день тестирования;

    3) экзаменнационная ведомость - документ с результатами тестирования,формируемый программным обеспечением для обработки ответов обучающихся.

    4) аудиторный список - список обучающихся по аудиториям.

    1. ВОУДСО проводится в форме комплексного тестирования на языке обучения в следующем формате:
    • в 4 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) по двум предметам, ежегодно определяемым уполномоченным органом в области образования (далее - уполномоченный орган);
    • в 9 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) и современных информационных технологий (компьютерное онлайн-тестирование), по казахскому языку и другим общеобразовательным предметам, перечень и количество которых ежегодно определяются уполномоченным органом;
    • в 11 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) и современных информационных технологий (компьютерное онлайн-тестирование), по трем предметам, ежегодно определяемым уполномоченным органом.
    1. ВОУДСО проводится в следующей последовательности:

    1 этап -

    подготовка к проведению тестирования;

    2 этап -

    проведение тестирования;

    3 этап -

    обработка результатов тестирования;

    4 этап -

    подготовка отчетности.

    Изменение последовательности прохождения этапов не допускается.

     

     

     

     

    И

    1. Контроль над соблюдением Правил проведения ВОУД СО в организациях образования осуществляют представители Министерства  и ДКСО.

    Глава 2. Порядок проведения бланочного  тестирования

    Раздел 1. Подготовка к проведению тестирования

    1. Организаторы тестирования осуществляют следующие действия:
      1.  НЦТ:

    1)   подготавливает и формирует базы тестовых заданий;

    2)   разрабатываети сопровождаетпрограммныеприложения для обработки результатов тестирования и отправляетих по телекоммуникационной сети в филиалы НЦТ;

    3)   определяет количество обучающихся с учетом параметров отбора организаций образования для проведения ВОУД СО, определенныхв Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - ККСОН) (используются данные с базы данных НЦТ);

    4)   тиражируетэкзаменационные материалыпо количеству обучающихся и доставляет их в ДКСО в установленные сроки;

    5)   предоставляет сотрудникам филиала НЦТ доступ квеб-приложению для заполнения анкеты ОСО;

    1. ДКСО:

    1)   проводит региональные обучающиесеминары для представителей Министерства, представителей (ответственных) областных, районных органов управления образованием;

    2)   распределяетпредставителей Министерства по ОСО;

    1. НЦТ и ДКСО совместно:

    6)   формируютсписок представителей и программистов Министерства и направляют его в ККСОН на утверждение Министерством;

    1. ДКСО и представители Министерства совместно:

    1)        с филиалами НЦТ проводят ИРР;

    2)        закрепляют дежурных по аудиториям за конкретными аудиториями, подготовленных для проведения тестирования;

    3)        проводят инструктаж для дежурных по аудиториям о порядке организации пропуска обучающихся и алгоритма заполнения и сбора экзаменационных материалов согласно главе 4 к настоящей Методической инструкции, а также поведения обучающихся в аудиториях согласно пункту 11 Правил.

    4)   ДКСО осуществляют передачу мешков с экзаменационными материалами по акту приема - передачи согласно приложению 1 к настоящей Методической инструкции, а представители Министерства после установления факта отсутствия повреждений принимают;

    При обнаружении повреждений  целостности мешка и пломбы,а также экзаменационных материалов оформляется акто наличии нарушенийих целостности в произвольной форме, который направляется в электронной форме в НЦТ. 

                    Факт наличия незначительных повреждений не влечет за собой отказ в принятие мешков с экзаменационными материалами представителями Министерства.

    Представители Министерства:

    осуществляют доставкумешков с экзаменационными материалами в организации образования и размещают их в недоступных местах для сохранности (сейфы);

    проверяют готовность аудиторий в ОСО (расположение аудиторий (близость),наличие доски, мела и настенных часов);

    ОСО:

    составляет и утверждает список обучающихся согласно приложению 2 к настоящей Методической инструкции и направляет его в ДКСО;

    проводят прием заявлений на компьютерное онлайн-тестирование;

    подготавливают аудитории для проведения тестирования;

    утверждают список дежурных по аудитории (при определении дежурного) по форме согласно приложению 3 к настоящей Методической инструкции и обеспечивают их явку;

    Дежурные по аудиториям не должны быть преподавателями предметов тестирования.

    Обеспечиваютналичиеммедицинского персонала;

    обеспечивают бесперебойную работу электроснабжения и телекоммуникационной сети во время тестирования;

    организуют работу по соблюдению общественного порядка;

    создают условия для работы представителей Министерства и ДКСО;

    обеспечивают отсутствие у обучающихся запрещенных предметов (информационные и справочные материалы, электронные книги, калькуляторы, мобильные устройства и фотоаппараты) до начала тестирования.

    Изменение последовательности действий организатора (ов) тестирования не допускается.

    Раздел 2. Проведение тестирования

     

    1. Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
    2. Филиал НЦТ осуществляет выдачу пароля для входа веб-приложение для организации образования
      1. представители Министерства и ДКСО совместно:

    1)   осуществляют пропуск обучающихся в аудиторию по одному согласно списку;

    При необходимости с привлечением дежурных по аудиториям.

    2)        проводят сверку обучающихся в аудитории со списком с последующим разъяснением им правил поведения в ходе тестирования;

    3)        проверяют целостность пломб, бирок на мешках с экзаменационными материалами, после вскрывают их в присутствии представителей ОСО и составляют акт вскрытия мешка с экзаменационными материалами согласно приложению 4 к настоящей Методической инструкции;

    4)   вскрывают коробки в первой аудитории (по 4, 9 и 11- классам отдельно) в присутствии обучающихся, проводят их подсчет,с занесением результатов в акт вскрытия экзаменационных материалов в аудитории согласно приложению 5 к настоящей Методической инструкции;

    5)   передают экзаменационные материалы по аудиториямпоактуприема-передачи экзаменационных материалов для тестированияпо форме, согласно приложению 6 к настоящей Методической инструкции;

    Коробка включает в себя акт вскрытия экзаменационных материалов, книжки-вопросники, листы ответов, пакет «Интервоид» (пластиковый конверт с пломбой), анкеты для обучающихся 9-х, 11-х классов по формамсогласно приложениям 7, 7-1, 7-2, 7-3 к настоящей Методической инструкции (далее – экзаменационные материалы);

    6)        организуют процесс заполнение анкеты ОСО в веб-приложении по форме согласно приложению 8 к настоящейМетодической инструкции;

    В случае несовпадения количества экзаменационных материалов с количеством указанным на коробке составляется акт о несоответствии количества (в произвольной форме) который отправляется в электронной форме в НЦТ.

    7)   раздаютэкзаменационные материалыобучающимся с разъяснением порядка их заполнения согласно главе 4к настоящей Методической инструкции;

                  Заполнение анкеты обучающимися 9 и 11-классов на бумажном носителе осуществляется перед тестированием.

    8)   разъясняют правила поведения обучающихсяи контролируют процесс проведения ВОУД СО;

    9)    напоминают обучающимся об истечении времени каждые 30 минут;

    10)    собирают экзаменационные материалы согласно главе 4 к настоящей Методической инструкции;

    11)    доставляют все экзаменационные материалы в филиал НЦТ для обработки.

    12)    осуществление приема экзаменационных материалов от представителя Министерства.

    Не допускается вход в аудиторию посторонних лицза исключением представителей Министерства и ДКСОво время проведения тестирования.

                ОСОобеспечиваютявкуобучающихся на тестирование.

    Раздел 3. Этап обработки результатов тестирования

     

    1. Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
    2. Представители Министерства и ДКСО совместно:

    1)   доставляют в филиал НЦТэкзаменационные материалыдля обработки результатов тестирования;

    2)   контролируют процесс обработки результатов;

    3)   идентифицируют листы ответов на соответствие личных данных обучающихся (Ф.И.О., ИИН, пол, номер варианта, национальность);

    Идентификация листов ответов осуществляется автоматически и визуально.

    Автоматической идентификацией является соответствие (без ошибок) варианта, ИИН, национальности, пола, а также названия 2-го предмета в 9-классах. При допущении обучающимся вышеуказанных несоответствий, они фиксируются в протоколе идентификации листов ответов по форме согласно приложениям 9, 9-1, 10, 10-1, 11, 11-1  к настоящей Методической инструкции (далее - Протокол) и проводится визуальная идентификация.

    Визуальная идентификацией является устранение выявленных несоответствий при автоматической идентификации, а также исправление обучающегося по списку (в случае неверного заполнения), номер варианта книжки-вопросника с указанием их в протоколе.

    1. Филиал НЦТ:

    1)        обрабатывают результаты тестирования путем сканирования листов ответов. Сканирование листов ответов производится отдельно по организациям образования и по литеру класса. При сканировании листов ответов формируется база данных БД «Обучающихся» из данных, считанных с листа ответа: «Фамилия»; «Имя»; «Школа»; «Класс»; «Пол»; «Год рождения»; «Национальность» (заполняется согласно информационному справочнику); «Вариант»; «Поля ответов»;

    Аннулированные листы ответов обучающихся не подлежат сканированию.

    2)   вводят в базу данных исправлений при визуальной идентификации согласно протоколу;

    При обнаружении ошибок в ходе автоматической идентификации производится повторная идентификация листов ответов.

    3)   Печатаютэкзаменационную ведомостьпо результатам тестирования в 4- экземплярах согласно приложениям 12, 13, 14 к настоящей Методической инструкции по 1 экземпляру для каждого организатора тестирования.

    4)   сканируют анкеты обучающихся 9 и 11-классов;

    5)   отправляютв НЦТ статистические данныеполученные из программного обеспеченияпосле завершения тестирования;

    6)   с представителями Министерства и ДКСОуничтожают книжки-вопросники (использованные и неиспользованные) по завершению всех этапов тестирования, составляютакт об уничтожении книжек-вопросников по форме согласно приложению 2 к Правилам;

    при непроведении ВОУД СО в ОСО в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств книжки-вопросникиуничтожаются в базовом филиале НЦТ после проведения всех этапов тестирования и составляется акт об уничтожении книжек-вопросников тестирования ВОУД СО согласно приложению 2 к Правилам.

    7)   хранят листы ответов тестирования ВОУД СО.

    1. Изменение последовательности действий организатора (-ов) тестирования не допускается.

     

     

    Глава 3.Порядок проведения компьютерного онлайн-тестирования

     

    Раздел 1. Этап подготовки к проведению тестирования («Этап регистрации»)

    1. Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
      1. НЦТ:

    разрабатывает веб-приложение и программное приложение для приема заявлений на участие в ВОУД СО;

    осуществляет ввод необходимых данных обучающихся с последующим формированием базы данных;

     отправляет инструктивные письма для обучения сотрудников филиалов НЦТ на этапе регистрации тестирования ВОУД СО;

     предоставляет сотрудникам филиала НЦТ доступ к веб-приложению для проведения тестирования и заполнения анкет ОСО.

    ОСО:

    определяет и утверждает список ответственных по организации образованияпо форме согласно приложению 15 к настоящейМетодическойинструкции (далее – ответственные по ОСО).

    Общее количество ответственных по ОСОопределяется в зависимости от количества компьютерных классов.

    подготавливает компьютерные классы, технические средства и интернет сети;

    осуществляет регистрацию компьютеровв веб - приложении;

    организует установки программных приложений для приема заявлений;

    вводит список обучающихся в программное приложение по приему заявлений;

    ответственный по ОСО при помощи программного приложения формирует аудиторный список, распечатывает и выдает обучающимся пропуски на прохождение тестирования согласно приложению 16 к настоящей Методической инструкции;

    Ответственный по ОСО до проведения тестирования выдает каждому обучающемуся Инструкцию по работе с веб – приложением. 

    Филиал НЦТ:

    предоставляет доступ ответственным по ОСО к веб - приложениям для проведения тестирования и заполнения анкет ОСО;

    обучают ответственных по ОСО работе с веб - приложением;

    осуществляют сопровождение регистрации компьютеров в веб – приложении и работы по приему данных от ОСО.

    Представители Министерства и ДКСО:

    осуществляют сопровождение работы по приему данных от организаций образования;

    разрабатываюти согласовывают с ОСО график проведения тестирования в сроки и с определением общего количества потоков тестирования;

    проверяют подготовку ОСО к проведению тестирования, в том числе и готовность компьютерных классов, технических средств и интернет сети для проведения тестирования;

    проверяют наличия ответственных по организации образованиясогласно спискудля проведения компьютерного тестирования.

     

    Раздел 2. Этап проведения тестированияи обработки его результатов

     

    1. Тестирование ВОУД СО проводится по графику посредством веб-приложения«Тестирование ВОУД СО»(Модули«НЦТ»,«Филиал НЦТ», «Ответственный по организации образования», «Тестируемый») на сайтеНЦТ. 
    2.  Этап проведения тестирования и обработки его результатов состоит из следующих процедур:

    1)   процедура 1- представители Министерства и ДКСО осуществляют пропускобучающихся в компьютерный класс, по одномусогласно списку.

    При необходимости с привлечением дежурных по аудиториям.

    2)   процедура 2- обучающийся заходит в веб-приложение(Модуль «Тестируемый») через ссылку путем ввода пароляуказанного на пропуске в назначенный день тестирования;

    3)   процедура 3- обучающийся после завершения тестированияотвечает на вопросы анкеты в вeб-приложении;

    4)   процедура 4- результат тестирования выдается индивидуально каждому обучающемусяна карте ответов после завершения ответа на вопросы анкеты;

    5)   процедура 5 -ОСОзаполняетанкету в веб–приложении по форме согласно приложению 8 к Методической инструкции.

                Пароль на веб -приложение выдается филиалами НЦТ.

    6)   процедура 6 - ответственные по ОСО печатают экзаменационную ведомость по результатам тестирования в 4-экземплярах согласно приложениям 12, 13, 14 к настоящей Методической инструкции по 1 экземпляру для каждого организатора тестирования.

     

    Раздел 3.Этап отчетности о проведении тестирования

     

    1. Этап отчетности о проведении тестирования состоит из следующих процедур:

    1)        процедура 1- Базовые филиалы НЦТ предоставляют в НЦТ письменный отчет по области в произвольной форме;

    2)        процедура 2 - Филиалы НЦТнаправляют в НЦТ акты, составленные по форме  согласно приложениям 1, 3, 4 к Правилам по внештатным ситуациям, а также отчет по актам уничтожения книжек-вопросников по формам согласно приложению 17 к настоящей Методической инструкции;

    3)        процедура -3 - Представители Министерства и ДКСО предоставляют в ККСОН отчет о проделанной работе по ВОУД СО по формесогласно приложению 18 к настоящей Методической инструкции;

    4)        процедура - 4 - Представители Министерства и ДКСО в течение 10 дней после проведения ВОУД СО, сдают в НЦТ акт выполненных работ по форме согласно приложению 3 к Правилам.

    В отчете необходимо оценить качество работы ответственных по ОСО.

     

    Глава 4. Алгоритм заполнения и сбора экзаменационных материалов

    1. Алгоритм заполнения и сбора экзаменационных материалов состоит из следующих последовательных процедур:

    процедура 1 – представитель Министерства осуществляет раздачу исключительно листов ответовв 1(один) экземпляре, который не подлежит замене и объясняет принцип их заполнения обучающимся по классам:

    4-класса - производится по листу ответов согласно приложению 19 к настоящей Методической инструкции:

    «Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя». В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя обучающегося печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;

    «Сектор 3 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;

    «Сынып – Класс» – заполняется литер класса;

    «Сектор 4 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающегося;

    «Сектор 5 «Ұлты – Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающего в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20к настоящей Методической инструкции;

    Сектор 6 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;

    Сектор 7, 8. Ответы по предметам закрашиваются в соответствующих секторах;

    Сектор 9 «Оқушының қолы – Подпись обучающихся». Ставится подпись обучающего.

    9-класса - производится по образцу листа ответа, согласно приложению 21 к настоящей Методической инструкции:

    «Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя».В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя выпускника печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;

    Сектор 2 «Аты-жөні – Инициалы». В пустые верхние клеточки пишутся инициалы имени и отчества, затем закрашиваются соответствующие кружки;

    Сектор 3 «ЖСН-ИИН». В пустые верхние клеточки по горизонтали заполняется ИИН и закрашиваются соответствующие кружки. В случае отсутствия ИИН в первых 6 позициях заполняется год, месяц, день рождения обучающегося, остальные позиции заполняется цифрой 0; 

    Сектор 4 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;

    Сектор 5 «Ұлты-Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающегося в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20 кнастоящей Методической инструкции;

    Сектор 6 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;

    Сектор 7 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающегося;

    Сектор 8 «Қазақ тілі». Закрашиваются ответы по данному предмету в соответствующих кружках;

    Сектор 9 «2 пән – Дисциплина 2». Закрашивается кружок с наименованием предмета, соответствующий второму предмету в книжке-вопроснике и закрашиваются ответы;

    В 8, 9 секторах обратить внимание обучающихся на формат тестов по предметам.

    Сектор 10 «Білім алушының қолы – Подпись обучающего». Ставится подпись обучающего.

    11-класса - производится по образцу листа ответов согласно приложению 22 к настоящей Методической инструкции:

    «Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя». В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя выпускника печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;

    Сектор 2 «Аты-жөні – Инициалы». В пустые верхние клеточки пишутся инициалы имени и отчества, затем закрашиваются соответствующие кружки;

    Сектор 3 «ЖСН - ИИН». В пустые верхние клеточки по горизонтали заполняется ИИН и закрашиваются соответствующие кружки. В случае отсутствия ИИН в первых 6 позициях заполняется год, месяц, день рождения обучающегося, остальные позиции заполняется цифрой 0; 

    Сектор 4 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;

    Сектор 5 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;

    Сектор 6 «Ұлты-Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающегося в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20к настоящей Методической инструкции;

    Сектор 7 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающего;

    Сектор 8, 9 и 10. Ответы по предметам закрашиваются в соответствующих секторах;

    Сектор 11 «Білім алушының қолы – Подпись обучающего». Ставится подпись обучающего.

    Изменение последовательности прохождения процедур 1-10 не допускается.

    Послание
    Президента

    Директор

    Календарь на 2023 - 2024 учебный год

    В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

    Голосовать

    Полезные ссылки