Методическая инструкция
по организации и проведению внешней оценки учебных достижений
в организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
- Настоящаяметодическая инструкцияпо организации и проведению внешней оценки учебных достижений в организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – Методическая инструкция) разработанав соответствии с Правилами проведения внешней оценки учебных достижений,утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года №94(далее -Правила).
- Внешня оценка учебных достижений среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее - ВОУД СО)осуществляется в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения общеобразовательных учебных программ среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами (далее – среднее образование)обучающимися4, 9 и 11-классов (далее – обучающиеся).
- В процессе проведения ВОУД СО участвуют следующие организации и их представители (далее – организаторы тестирования):
- Национальный центр тестирования (далее - НЦТ) и его филиалы;
- представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – представители Министерства);
- территориальные департаменты по контролю в сфере образования Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - ДКСО);
- организациисреднего образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - ОСО).
- Методическая инструкциярегламентирует исключительно порядок организации проведения ВОУД СОи является внутренним актом индивидуального применения, который не имеет силы нормативного правового акта и носит рекомендательный характердля организаторов тестирования.
- В Методической инструкции используются следующие понятия:
1) базовый филиал- филиалы НЦТ, находящиеся в областных центрах и городах областного назначения;
2) веб-приложение-программное обеспечение для проведения компьютерного онлайн тестирования;
3) внештатныеситуации-чрезвычайные ситуации, возникшие в ходе проведения ВОУД СО, не зависящие от воли организаторов ВОУД СОи/или обучающихся;
информационно-разъяснительная работа (далее – ИРР) - мероприятия в форме семинар-совещаний, проводимые в целях информирования обучающихся и ихродителей и законных представителей, а также представителей организации образованияо формате ВОУД СО;
2) поток -назначенный день тестирования;
3) экзаменнационная ведомость - документ с результатами тестирования,формируемый программным обеспечением для обработки ответов обучающихся.
4) аудиторный список - список обучающихся по аудиториям.
- ВОУДСО проводится в форме комплексного тестирования на языке обучения в следующем формате:
- в 4 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) по двум предметам, ежегодно определяемым уполномоченным органом в области образования (далее - уполномоченный орган);
- в 9 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) и современных информационных технологий (компьютерное онлайн-тестирование), по казахскому языку и другим общеобразовательным предметам, перечень и количество которых ежегодно определяются уполномоченным органом;
- в 11 классах с применением бумажных носителей (бланочное тестирование) и современных информационных технологий (компьютерное онлайн-тестирование), по трем предметам, ежегодно определяемым уполномоченным органом.
- ВОУДСО проводится в следующей последовательности:
1 этап -
|
подготовка к проведению тестирования;
|
2 этап -
|
проведение тестирования;
|
3 этап -
|
обработка результатов тестирования;
|
4 этап -
|
подготовка отчетности.
|
Изменение последовательности прохождения этапов не допускается.
|
И
- Контроль над соблюдением Правил проведения ВОУД СО в организациях образования осуществляют представители Министерства и ДКСО.
Глава 2. Порядок проведения бланочного тестирования
Раздел 1. Подготовка к проведению тестирования
- Организаторы тестирования осуществляют следующие действия:
- НЦТ:
1) подготавливает и формирует базы тестовых заданий;
2) разрабатываети сопровождаетпрограммныеприложения для обработки результатов тестирования и отправляетих по телекоммуникационной сети в филиалы НЦТ;
3) определяет количество обучающихся с учетом параметров отбора организаций образования для проведения ВОУД СО, определенныхв Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - ККСОН) (используются данные с базы данных НЦТ);
4) тиражируетэкзаменационные материалыпо количеству обучающихся и доставляет их в ДКСО в установленные сроки;
5) предоставляет сотрудникам филиала НЦТ доступ квеб-приложению для заполнения анкеты ОСО;
- ДКСО:
1) проводит региональные обучающиесеминары для представителей Министерства, представителей (ответственных) областных, районных органов управления образованием;
2) распределяетпредставителей Министерства по ОСО;
- НЦТ и ДКСО совместно:
6) формируютсписок представителей и программистов Министерства и направляют его в ККСОН на утверждение Министерством;
- ДКСО и представители Министерства совместно:
1) с филиалами НЦТ проводят ИРР;
2) закрепляют дежурных по аудиториям за конкретными аудиториями, подготовленных для проведения тестирования;
3) проводят инструктаж для дежурных по аудиториям о порядке организации пропуска обучающихся и алгоритма заполнения и сбора экзаменационных материалов согласно главе 4 к настоящей Методической инструкции, а также поведения обучающихся в аудиториях согласно пункту 11 Правил.
4) ДКСО осуществляют передачу мешков с экзаменационными материалами по акту приема - передачи согласно приложению 1 к настоящей Методической инструкции, а представители Министерства после установления факта отсутствия повреждений принимают;
При обнаружении повреждений целостности мешка и пломбы,а также экзаменационных материалов оформляется акто наличии нарушенийих целостности в произвольной форме, который направляется в электронной форме в НЦТ.
Факт наличия незначительных повреждений не влечет за собой отказ в принятие мешков с экзаменационными материалами представителями Министерства.
Представители Министерства:
осуществляют доставкумешков с экзаменационными материалами в организации образования и размещают их в недоступных местах для сохранности (сейфы);
проверяют готовность аудиторий в ОСО (расположение аудиторий (близость),наличие доски, мела и настенных часов);
ОСО:
составляет и утверждает список обучающихся согласно приложению 2 к настоящей Методической инструкции и направляет его в ДКСО;
проводят прием заявлений на компьютерное онлайн-тестирование;
подготавливают аудитории для проведения тестирования;
утверждают список дежурных по аудитории (при определении дежурного) по форме согласно приложению 3 к настоящей Методической инструкции и обеспечивают их явку;
Дежурные по аудиториям не должны быть преподавателями предметов тестирования.
Обеспечиваютналичиеммедицинского персонала;
обеспечивают бесперебойную работу электроснабжения и телекоммуникационной сети во время тестирования;
организуют работу по соблюдению общественного порядка;
создают условия для работы представителей Министерства и ДКСО;
обеспечивают отсутствие у обучающихся запрещенных предметов (информационные и справочные материалы, электронные книги, калькуляторы, мобильные устройства и фотоаппараты) до начала тестирования.
Изменение последовательности действий организатора (ов) тестирования не допускается.
Раздел 2. Проведение тестирования
- Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
- Филиал НЦТ осуществляет выдачу пароля для входа веб-приложение для организации образования
- представители Министерства и ДКСО совместно:
1) осуществляют пропуск обучающихся в аудиторию по одному согласно списку;
При необходимости с привлечением дежурных по аудиториям.
2) проводят сверку обучающихся в аудитории со списком с последующим разъяснением им правил поведения в ходе тестирования;
3) проверяют целостность пломб, бирок на мешках с экзаменационными материалами, после вскрывают их в присутствии представителей ОСО и составляют акт вскрытия мешка с экзаменационными материалами согласно приложению 4 к настоящей Методической инструкции;
4) вскрывают коробки в первой аудитории (по 4, 9 и 11- классам отдельно) в присутствии обучающихся, проводят их подсчет,с занесением результатов в акт вскрытия экзаменационных материалов в аудитории согласно приложению 5 к настоящей Методической инструкции;
5) передают экзаменационные материалы по аудиториямпоактуприема-передачи экзаменационных материалов для тестированияпо форме, согласно приложению 6 к настоящей Методической инструкции;
Коробка включает в себя акт вскрытия экзаменационных материалов, книжки-вопросники, листы ответов, пакет «Интервоид» (пластиковый конверт с пломбой), анкеты для обучающихся 9-х, 11-х классов по формамсогласно приложениям 7, 7-1, 7-2, 7-3 к настоящей Методической инструкции (далее – экзаменационные материалы);
6) организуют процесс заполнение анкеты ОСО в веб-приложении по форме согласно приложению 8 к настоящейМетодической инструкции;
В случае несовпадения количества экзаменационных материалов с количеством указанным на коробке составляется акт о несоответствии количества (в произвольной форме) который отправляется в электронной форме в НЦТ.
7) раздаютэкзаменационные материалыобучающимся с разъяснением порядка их заполнения согласно главе 4к настоящей Методической инструкции;
Заполнение анкеты обучающимися 9 и 11-классов на бумажном носителе осуществляется перед тестированием.
8) разъясняют правила поведения обучающихсяи контролируют процесс проведения ВОУД СО;
9) напоминают обучающимся об истечении времени каждые 30 минут;
10) собирают экзаменационные материалы согласно главе 4 к настоящей Методической инструкции;
11) доставляют все экзаменационные материалы в филиал НЦТ для обработки.
12) осуществление приема экзаменационных материалов от представителя Министерства.
Не допускается вход в аудиторию посторонних лицза исключением представителей Министерства и ДКСОво время проведения тестирования.
ОСОобеспечиваютявкуобучающихся на тестирование.
Раздел 3. Этап обработки результатов тестирования
- Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
- Представители Министерства и ДКСО совместно:
1) доставляют в филиал НЦТэкзаменационные материалыдля обработки результатов тестирования;
2) контролируют процесс обработки результатов;
3) идентифицируют листы ответов на соответствие личных данных обучающихся (Ф.И.О., ИИН, пол, номер варианта, национальность);
Идентификация листов ответов осуществляется автоматически и визуально.
Автоматической идентификацией является соответствие (без ошибок) варианта, ИИН, национальности, пола, а также названия 2-го предмета в 9-классах. При допущении обучающимся вышеуказанных несоответствий, они фиксируются в протоколе идентификации листов ответов по форме согласно приложениям 9, 9-1, 10, 10-1, 11, 11-1 к настоящей Методической инструкции (далее - Протокол) и проводится визуальная идентификация.
Визуальная идентификацией является устранение выявленных несоответствий при автоматической идентификации, а также исправление обучающегося по списку (в случае неверного заполнения), номер варианта книжки-вопросника с указанием их в протоколе.
- Филиал НЦТ:
1) обрабатывают результаты тестирования путем сканирования листов ответов. Сканирование листов ответов производится отдельно по организациям образования и по литеру класса. При сканировании листов ответов формируется база данных БД «Обучающихся» из данных, считанных с листа ответа: «Фамилия»; «Имя»; «Школа»; «Класс»; «Пол»; «Год рождения»; «Национальность» (заполняется согласно информационному справочнику); «Вариант»; «Поля ответов»;
Аннулированные листы ответов обучающихся не подлежат сканированию.
2) вводят в базу данных исправлений при визуальной идентификации согласно протоколу;
При обнаружении ошибок в ходе автоматической идентификации производится повторная идентификация листов ответов.
3) Печатаютэкзаменационную ведомостьпо результатам тестирования в 4- экземплярах согласно приложениям 12, 13, 14 к настоящей Методической инструкции по 1 экземпляру для каждого организатора тестирования.
4) сканируют анкеты обучающихся 9 и 11-классов;
5) отправляютв НЦТ статистические данныеполученные из программного обеспеченияпосле завершения тестирования;
6) с представителями Министерства и ДКСОуничтожают книжки-вопросники (использованные и неиспользованные) по завершению всех этапов тестирования, составляютакт об уничтожении книжек-вопросников по форме согласно приложению 2 к Правилам;
при непроведении ВОУД СО в ОСО в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств книжки-вопросникиуничтожаются в базовом филиале НЦТ после проведения всех этапов тестирования и составляется акт об уничтожении книжек-вопросников тестирования ВОУД СО согласно приложению 2 к Правилам.
7) хранят листы ответов тестирования ВОУД СО.
- Изменение последовательности действий организатора (-ов) тестирования не допускается.
Глава 3.Порядок проведения компьютерного онлайн-тестирования
Раздел 1. Этап подготовки к проведению тестирования («Этап регистрации»)
- Процесс проведения тестирования состоит из следующих действий организаторов тестирования:
- НЦТ:
разрабатывает веб-приложение и программное приложение для приема заявлений на участие в ВОУД СО;
осуществляет ввод необходимых данных обучающихся с последующим формированием базы данных;
отправляет инструктивные письма для обучения сотрудников филиалов НЦТ на этапе регистрации тестирования ВОУД СО;
предоставляет сотрудникам филиала НЦТ доступ к веб-приложению для проведения тестирования и заполнения анкет ОСО.
ОСО:
определяет и утверждает список ответственных по организации образованияпо форме согласно приложению 15 к настоящейМетодическойинструкции (далее – ответственные по ОСО).
Общее количество ответственных по ОСОопределяется в зависимости от количества компьютерных классов.
подготавливает компьютерные классы, технические средства и интернет сети;
осуществляет регистрацию компьютеровв веб - приложении;
организует установки программных приложений для приема заявлений;
вводит список обучающихся в программное приложение по приему заявлений;
ответственный по ОСО при помощи программного приложения формирует аудиторный список, распечатывает и выдает обучающимся пропуски на прохождение тестирования согласно приложению 16 к настоящей Методической инструкции;
Ответственный по ОСО до проведения тестирования выдает каждому обучающемуся Инструкцию по работе с веб – приложением.
Филиал НЦТ:
предоставляет доступ ответственным по ОСО к веб - приложениям для проведения тестирования и заполнения анкет ОСО;
обучают ответственных по ОСО работе с веб - приложением;
осуществляют сопровождение регистрации компьютеров в веб – приложении и работы по приему данных от ОСО.
Представители Министерства и ДКСО:
осуществляют сопровождение работы по приему данных от организаций образования;
разрабатываюти согласовывают с ОСО график проведения тестирования в сроки и с определением общего количества потоков тестирования;
проверяют подготовку ОСО к проведению тестирования, в том числе и готовность компьютерных классов, технических средств и интернет сети для проведения тестирования;
проверяют наличия ответственных по организации образованиясогласно спискудля проведения компьютерного тестирования.
Раздел 2. Этап проведения тестированияи обработки его результатов
- Тестирование ВОУД СО проводится по графику посредством веб-приложения«Тестирование ВОУД СО»(Модули«НЦТ»,«Филиал НЦТ», «Ответственный по организации образования», «Тестируемый») на сайтеНЦТ.
- Этап проведения тестирования и обработки его результатов состоит из следующих процедур:
1) процедура 1- представители Министерства и ДКСО осуществляют пропускобучающихся в компьютерный класс, по одномусогласно списку.
При необходимости с привлечением дежурных по аудиториям.
2) процедура 2- обучающийся заходит в веб-приложение(Модуль «Тестируемый») через ссылку путем ввода пароляуказанного на пропуске в назначенный день тестирования;
3) процедура 3- обучающийся после завершения тестированияотвечает на вопросы анкеты в вeб-приложении;
4) процедура 4- результат тестирования выдается индивидуально каждому обучающемусяна карте ответов после завершения ответа на вопросы анкеты;
5) процедура 5 -ОСОзаполняетанкету в веб–приложении по форме согласно приложению 8 к Методической инструкции.
Пароль на веб -приложение выдается филиалами НЦТ.
6) процедура 6 - ответственные по ОСО печатают экзаменационную ведомость по результатам тестирования в 4-экземплярах согласно приложениям 12, 13, 14 к настоящей Методической инструкции по 1 экземпляру для каждого организатора тестирования.
Раздел 3.Этап отчетности о проведении тестирования
- Этап отчетности о проведении тестирования состоит из следующих процедур:
1) процедура 1- Базовые филиалы НЦТ предоставляют в НЦТ письменный отчет по области в произвольной форме;
2) процедура 2 - Филиалы НЦТнаправляют в НЦТ акты, составленные по форме согласно приложениям 1, 3, 4 к Правилам по внештатным ситуациям, а также отчет по актам уничтожения книжек-вопросников по формам согласно приложению 17 к настоящей Методической инструкции;
3) процедура -3 - Представители Министерства и ДКСО предоставляют в ККСОН отчет о проделанной работе по ВОУД СО по формесогласно приложению 18 к настоящей Методической инструкции;
4) процедура - 4 - Представители Министерства и ДКСО в течение 10 дней после проведения ВОУД СО, сдают в НЦТ акт выполненных работ по форме согласно приложению 3 к Правилам.
В отчете необходимо оценить качество работы ответственных по ОСО.
Глава 4. Алгоритм заполнения и сбора экзаменационных материалов
- Алгоритм заполнения и сбора экзаменационных материалов состоит из следующих последовательных процедур:
процедура 1 – представитель Министерства осуществляет раздачу исключительно листов ответовв 1(один) экземпляре, который не подлежит замене и объясняет принцип их заполнения обучающимся по классам:
4-класса - производится по листу ответов согласно приложению 19 к настоящей Методической инструкции:
«Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя». В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя обучающегося печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;
«Сектор 3 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;
«Сынып – Класс» – заполняется литер класса;
«Сектор 4 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающегося;
«Сектор 5 «Ұлты – Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающего в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20к настоящей Методической инструкции;
Сектор 6 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;
Сектор 7, 8. Ответы по предметам закрашиваются в соответствующих секторах;
Сектор 9 «Оқушының қолы – Подпись обучающихся». Ставится подпись обучающего.
9-класса - производится по образцу листа ответа, согласно приложению 21 к настоящей Методической инструкции:
«Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя».В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя выпускника печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;
Сектор 2 «Аты-жөні – Инициалы». В пустые верхние клеточки пишутся инициалы имени и отчества, затем закрашиваются соответствующие кружки;
Сектор 3 «ЖСН-ИИН». В пустые верхние клеточки по горизонтали заполняется ИИН и закрашиваются соответствующие кружки. В случае отсутствия ИИН в первых 6 позициях заполняется год, месяц, день рождения обучающегося, остальные позиции заполняется цифрой 0;
Сектор 4 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;
Сектор 5 «Ұлты-Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающегося в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20 кнастоящей Методической инструкции;
Сектор 6 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;
Сектор 7 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающегося;
Сектор 8 «Қазақ тілі». Закрашиваются ответы по данному предмету в соответствующих кружках;
Сектор 9 «2 пән – Дисциплина 2». Закрашивается кружок с наименованием предмета, соответствующий второму предмету в книжке-вопроснике и закрашиваются ответы;
В 8, 9 секторах обратить внимание обучающихся на формат тестов по предметам.
Сектор 10 «Білім алушының қолы – Подпись обучающего». Ставится подпись обучающего.
11-класса - производится по образцу листа ответов согласно приложению 22 к настоящей Методической инструкции:
«Секторы 1 «Тегі – Фамилия» и 2 «Аты – Имя». В пустые верхние кружки по горизонтали заполняется фамилия и имя выпускника печатными буквами. Под каждой буквой фамилии закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках;
Сектор 2 «Аты-жөні – Инициалы». В пустые верхние клеточки пишутся инициалы имени и отчества, затем закрашиваются соответствующие кружки;
Сектор 3 «ЖСН - ИИН». В пустые верхние клеточки по горизонтали заполняется ИИН и закрашиваются соответствующие кружки. В случае отсутствия ИИН в первых 6 позициях заполняется год, месяц, день рождения обучающегося, остальные позиции заполняется цифрой 0;
Сектор 4 «Мектептің атауы – Наименование школы». Заполняется наименование школы печатными буквами;
Сектор 5 «Нұсқа – Вариант». Переписывается в клетки номер варианта с книжки-вопросника после их получения, и закрашиваются соответствующие кружки;
Сектор 6 «Ұлты-Национальность». Закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности обучающегося в соответствии со справочником национальностей согласно приложению 20к настоящей Методической инструкции;
Сектор 7 «Жынысы – Пол».Закрашивается кружок, соответствующий полу обучающего;
Сектор 8, 9 и 10. Ответы по предметам закрашиваются в соответствующих секторах;
Сектор 11 «Білім алушының қолы – Подпись обучающего». Ставится подпись обучающего.
Изменение последовательности прохождения процедур 1-10 не допускается.